Назад к списку

 Появление и история развития картин по номерам

 Картины по номерам (paint by numbers) были созданы в 50-х годах нашего столетия в США, художником Дэном Роббинсом и Максом Кляйном, основателем компании Palmer Paint Company, которая занималась производством различных красок для рисования. Макс и Дэн хотели создать способ, при помощи которого, любой человек имел бы возможность написать настоящую картину. Однако основной их целью было увеличение спроса на продукцию своей компании. Могли ли они предположить, что они не просто увеличат продажи своей компании, а создадут настоящее направление в живописи!


Возникновение картин по номерам

В начале 50-х годов на фоне послевоенного процветания, появившегося свободного времени, а также благодаря демократической идее того, что любой человек способен рисовать картины, живопись по номерам стала популярным видом досуга. В набор для рисования входили 2 кисти и около 90 предварительно смешанных, пронумерованных красок, которые необходимо было наносить на пронумерованные области на полотне или доске. Появлявшаяся в результате закрашивания картина удивляла и радовала.

Основатели Макс С. Клейн и Ден Роббинс


 Создателями картин по номерам считаются Макс С. Клейн, владелец компании Palmer Paint Co по производству красок в Детройте (Мичиган) и художник Ден Роббинс, который подал эту идею и нарисовал первые картины такого плана. Компания Клейна начала продажу наборов для рисования под брендом Craft Master в 1951 г. Уже к 1954 году было продано около 12 миллионов наборов. Особой популярностью пользовались классические и морские пейзажи, изображения домашних животных, а также «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Надпись на упаковке наборов для рисования гласила: «Каждый человек – Рембрандт!» 

Набор для рисования по номерам1950х годов


 Первые продажи наборов не были впечатляющими, сделать живопись по номерам готовым массовым продуктом оказалось не так просто. Самый известный маркетинговый ход компании для увеличения роста продаж был гигантский билборд с чистой заготовкой картины, которая ежедневно закрашивалась по отдельным сегментам. Спустя некоторое время живопись по номерам приобрела невероятную популярность в Америке, постепенно завоевывая рынок Европы. За первые несколько лет Palmer Paint Co. продала более 12 миллионов комплектов для творчества. Бренд Craft Master провозгласил слоган: «Потрясающая картина маслом с первого раза» («a beautiful oil painting the first time you try»).

 

Один благодарный любитель этого хобби написал так: " Я знаю, что я не слишком хороший художник и никогда не стану таковым. Много раз я безрезультатно пытался нарисовать хоть что-нибудь узнаваемое. Так почему же мне никто раньше не сказал, что это возможно и настолько увлекательно? Сейчас я рисую свою пятую картину и не могу остановиться". Картины по номерам помогли многим людям, никогда раньше не державшим кисть в руках, приобщиться к миру искусства и творчества. 

Для критиков картины по номерам стали символом бессмысленного копирования, поглотившего жизнь и культуру Америки 50-х. Один писатель жаловался: «Я не знаю, куда катится Америка, если тысячи, в основном взрослых людей желают, подчинятся строгому диктату готовых красок и форм. Может кто-нибудь спасет эти души, или, я сказал бы «вразумит безумцев?» По мнению Роббинсона, картины по номерам должны быть до той меры сложными, чтобы обычный человек смог увидеть в готовой раскраске произведение искусства. 

Развитие направления 

 К 1954 году картины по номерам стали настоящим феноменом. Один художественный критик с сожалением заметил, что в домах американцев висит больше картин по номерам, чем настоящих произведений искусства. Так или иначе, картины по номерам стали мостом между старомодным рукоделием и новым занятием, которое обещало удобство и простоту. Картины стали одновременно и развлечением, и особым украшением интерьера, созданным собственными руками. Благодаря этим наборам многие люди впервые смогли ощутить радость творчества. Хотя критики считали, что рисование по номерам притупляет вкус к искусству, и принижает его до уровня любого массового продукта, поклонники этого хобби заявляли обратное – ведь понимание великого начинается с самого малого. 

Место картин в доме требовало тщательного обдумывания. Поэтому брошюры, входившие в набор, содержали необходимую информацию для новичков. Они подсказывали, что вид озера или леса хорошо будет сочетаться с барометрами, оружием, ветками или образцами насекомых. Каждой комнате подходит определенная картина, и, при желании, даже детскую можно превратить в настоящую галерею. В брошюру также были включены уроки «группировка картин», «точка фокусирования», «масса и значимость», «правильный баланс размеров».

 Рисунки, с любовью обрамленные в красивые рамы, занимали центральное место во многих домах. Торговцы рамками признавали, что их бизнес стал процветающим благодаря раскраскам по номерам. Один мастер был удивлен количеством крупных бизнесменов, которые приходили к нему с такими картинами: «Они себя чувствовали, и впрямь, «Рембрандтами», были уверены что каждый их шедевр заслуживает наилучшей рамы». 

Пока критики утверждали, что «такие художники - мастера только в области траты времени», новое хобби продолжало набирать обороты: многие люди знакомились с инструментами изобразительного искусства и методами рисования. Магазинам наборы для рисования по номерам также пришлись по вкусу, так как около 10% покупателей со временем возвращались, чтобы купить уже традиционные принадлежности для живописи и попробовать рисовать самостоятельно. 

На пике популярности картины по номерам затрагивали каждый аспект жизни американского общества. Интересно, что выставка картин любителей прошла не в магазине, и не на торговой ярмарке, а …в Белом доме. Секретарь президента Эйзенхауэра Томас Э. Стефенс создал галерею любительских картин, нарисованных правительственными чиновниками и их приближенными. В 1954 году Стефенс распространял наборы для рисования среди кабинета секретарей и посетителей Овального кабинета. Очень многие восприняли, что предложение создать картину исходит от самого президента, а предприимчивый Стефенс не спешил их в том разубеждать. Позже выставка этих картин была размещена в коридоре западного крыла упомянутого правительственного здания. 

 В 1970-х гг. живопись по номерам теряет ажиотаж в Америке, но продолжает развиваться в Европе. Одним из лидеров по продажам картин по номерам в Германии и на территории Евросоюза стала компания Schipper Art&Crafts GmbH, основанная Юргеном Шиппером в Нюрнберге (Германия). Когда картины по номерам завоевали рынки Канады, Англии, Франции, Германии, Италии и Норвегии, сюжеты стали подбирать в соответствии с национальными вкусами и предпочтениями. Так, например, в Англии пользовались популярностью картины с изображением места рождения Шекспира и коттеджа Анны Хатауей. Парижская тематика пользовалась большим спросом среди франкоязычных покупателей на Американском рынке. 

 В 1980—90-х гг. картины по номерам набирают популярность на территории КНР под названием DIY ("Do it yourself" — сделай сам), в конце 2000-х на территории СНГ и в России.

 В 1980 годах энтузиасты, называвшие себя «PBN collectors» (коллекционеры Картин по Номерам), искали, скупали когда-то популярные картины 50-х годов и устраивали выставки в разных городах Америки. Эти картины выступали уже не просто в качестве увлечения былой эпохи, а как социальный символ, как артефакты в новом направлении искусства.

 В 1993 г. после смерти Макса Кляйна его дочь, Жаклин Шифман, пожертвовала архивы Palmer Paint Co в Музей американской истории Смитсона.

 В 2008 году частный коллекционер собрал в Массачусетсе более 6000 картин по номерам, начиная с 1950-х годов, и создал первый и единственный в мире Музей живописи по номерам.

В мае 2011 года в честь 60-летия компании Дэн Роббинс и Palmer Paint Co разработали и представили на рынок новый набор для живописи по номерам, посвящённый памяти жертвам теракта 11 сентября 2001 в Нью-Йорке. Набор изображает Башни-Близнецы Всемирного торгового центра на фоне городского пейзажа Манхеттена. Частично доходы с продаж данной картины направляются в фонд помощи жертвам, пострадавшим от трагичных событий 11 сентября. Компания Schipper копировала эту картину.

 На сегодняшний день на рынке существует ряд крупных производителей наборов Живопись по номерам: американские Palmer Paint Co, Plaid, Dimensions, немецкая Schipper Art&Craft GmbH, английские KSG, Reveels, RoyalandLangnickel, китайские Menglei, Paintboy, Color Kit, Truehearted, российский Хоббарт.

Картины по номерам и алмазная вышивка Paintboy